С дырочкой в
левом боку.
Доводим – Общий
гидропривод.
«Раздача»
жидкости главным цилиндрам тормозов и сцепления с помощью тройника.
|
Бачок на
«Ниве» с вваренным штуцером.
|
Схема подключения главных цилиндров тормозов и
сцепления к подпитывающему бачку: 1 – ГТЦ; 2- бачок; 3 - датчик уровня
тормозной жидкости; 4- вваренный
штуцер (вариант); 5 - тройник; 6- ГЦС.
|
До тех пор, пока будут существовать различные машины с
гидроприводами, уровень жидкости в их «жилах» придется регулярно
контролировать. К чему ведет недосмотр, увы, хорошо известно. Конечно,
автомобиль - не аэробус с его мудреными органами управления, но и отказ
простенького гидропривода тормозов может стать, выражаясь по-современному «судьбоносным».
Не желая рисковать - особенно на старой машине, с обветшавшим гидроприводом, -
добросовестный автомобилист старается почаще заглядывать под капот, чтобы
удостовериться в наличии рабочей жидкости в бачке. Кое-кто ехидно возразит:
зачем, мол, лезть под капот, если на панели приборов - сигнализатор уровня?
Действительно, зачем? Ведь иные лодыри и, правда, под
капот не заглядывают! Кто-то называет их оптимистами. Они считают сигнализатор
абсолютно безотказным: лампочка никогда не перегорит, провод не отвалится,
контакты не покроются грязью, поплавок не заест... Бывалые не столь доверчивы
(сказывается печальный опыт) - и хотя «мистикой» нас не возьмешь, вполне
допускаем возможность опасного совпадения, когда жидкость ушла, а сигнализация
не сработала. Вот почему, открыв капот, проверяем и ту, и эту: нажав, притопим
поплавок до замыкания контактов - красная лампочка должна загореться. Не
реагирует - ищем причину.
Иногда спрашивают, почему создатели сигнализатора не
организовали его работу иначе - чтобы при включенном зажигании контрольная
лампа постоянно светила, а в случае падения уровня гасла. Дескать, так
надежней: независимо от причин погасшая лампа означает «проверь»! Но
контрольных ламп на машине немало - наблюдать «звездное небо» из них, особенно
ночью, не больно-то приятно. Кроме того, доказано: человек острей реагирует на
вспыхнувшую лампу, чем на погасшую.
Итак, примем сигналку такой, какая есть. Но на
многих автомобилях есть и гидропривод сцепления. Таковы «Жигули», «Нива», «Волга»,
прежние «москвичи». Конечно, отказ сцепления неприятен, но все же не столь
опасен, как отказ тормозов, - возможно, поэтому за уровнем жидкости в приводе
сцепления ни одна система не следит - разве что хозяин. А дело-то легко
поправимое, на иномарках давно обкатанное. Что мешает сделать подпитывающий
бачок общим для сцепления и тормозов? Преимущества очевидны - это и единая
система контроля уровня жидкости, и упразднение лишнего бачка - под капотом
станет больше места. (Некоторые предлагают ставить в бачок сцепления еще один
поплавок - насмешили!)
Мы запитаем главный цилиндр сцепления от бачка
тормозов, благо сделать это несложно. Независимо от места утечки жидкости - в
приводе сцепления или тормозов - контрольная лампочка об этом известит,
заставит поднять капот. А способов реализовать идею, по меньшей мере, два.
Первый - самый простой и недорогой. Купили
металлический тройник и с его помощью шланг от питательного бачка сцепления к
его главному цилиндру включили в тормозной контур (см. фото 1 и рис. 1). При
этом системы останутся независимыми: если жидкость вытекла из привода
сцепления, то тормоза сохранят работоспособность. После ремонта привода
сцепления и доливки жидкости прокачивать тормоза, скорей всего, не потребуется.
Показанную на фото реконструкцию мы применили на ВАЗ-2104.
Но возможно и другое решение, пожалуй, более красивое
(фото 2). На новенькой «Шевроле-Ниве» переделали сам тормозной бачок. В нижней
части левой стенки вварили горизонтальный штуцер (от главного тормозного
цилиндра ВАЗ-2101) и соединили его, использован подходящий шланг, с входным
штуцером главного цилиндра сцепления - здесь воспользовались угловым штуцером
от ВАЗ-2121. (На схеме этот вариант показан прерывистыми линиями.) Никаких
лишних хомутов, тройника и т.д. Как вам это понравится?
ЗР
2006 №6
|